La femme qui rit ([info]verych) wrote,
@ 2009-06-21 02:42:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:dagestan

Дагестан. Люди
Ислам на Кавказе принимает какой-то местный характер и мне, привыкшей к арабскому исламу (кажется, более аутентичному), многое казалось странным. Так, принято, чтобы женщина носила юбку, так что короткая (по колено) юбка считается лучше, чем брюки, а арабам важнее, чтобы тело было закрыто, и широкие брюки совершенно приемлемы.
На Кавказе с раннего детства девочки носят платок на голове, а у арабов платок надевают только с наступлением половой зрелости, так что девочки в абсолютно европейских платьицах разительно отличаются от взрослых арабок.

Также с детства женщина учится готовить и заниматься хозяйством, и это правильно, потому что после замужества хотя бы это не приходится осваивать с нуля. Блюда у даргинцев в основном мучные: хинкал - лапша в мясном бульоне (не путать с грузинскими хинкали, которые пельмени!), чуду - тонкие пироги с мясной, сырной или зеленой начинкой, курзе - вот это уже действительно похоже на пельмени. Warning: в даргинской экспедиции похудеть невозможно!
Хлеб в селениях до сих пор пекут сами. Он средней толщины и круглый. Раньше еще и пшеницу сами выращивали, но теперь муку закупают.

Мы познакомились с девушкой по имени Патима, она была в радостном возбуждении от нашего приезда, наговорила мне весь словарь, пригласила в гости и подарила довольно дорогие подарки. У арабов тоже принято дарить подарки гостям, а нас это всегда приводит в недоумение, казалось бы - ты и так принимаешь человека, тратишь на него свое время и деньги. У нас считается, что гость обременяет хозяев, на востоке же - оказывает честь. И ему за это дарят подарки. Наверное, так.

Интересно, что некоторые обязанности, связанные с тяжелым физическим трудом, также традиционно выполняют женщины: например, носят воду. Мужчины пасут скот, строят, традиционно еще и воюют. Понятно, что с советского времени все еще и официально работают где-нибудь.

Вот наш друг Абдулхалим, в молодости - инженер-электрик, сейчас - один из немногих поддерживающих в нормальном состоянии мечеть. Абдулхалим беден и благороден, в свои 70 лет ходит по горам лучше нас (но это не очень удивительно, он-то привык) и еще и собирает по дороге для женщин цветы.

Счастье, говорит он, это хлеб и сыр на столе, и у людей открытые лица.

Всё.




(34 comments) - (Post a new comment)


[info]cema
2009-06-21 12:17 am UTC (link)
Мужик хороший.

Определение счастья без интернета неполное.

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 06:20 am UTC (link)
Счастье - это хлеб на столе и интернет под столом?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]assal
2009-06-21 06:34 am UTC (link)
Сыр - это всегда счастье!

Хотя бы для меня :)

(Reply to this) (Parent)


[info]nomen_nescio
2009-06-21 03:07 am UTC (link)
Хорошее лицо.
Нас тут подвозил молодой человек, рассказывал, что все религии из Исраила, что его соплеменники с ним в этом не соглашаются и что в Иране выпустили на фарси очень хороший фильм про Мусу - жаль, что мы не можем посмотреть.

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 06:21 am UTC (link)
Тут - это где? Молодой человек кавказец?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nomen_nescio
2009-06-21 06:22 am UTC (link)
В Москве. Молодой человек некавказской внешности...

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2009-06-21 06:53 am UTC (link)
Ну все авраамические, конечно. Ясно, что даосизм или там зороастризм не оттуда.

(Reply to this) (Parent)


[info]thermm
2009-06-21 03:29 am UTC (link)
хорошо про счастье.
и у девушки руки очень красивые.

(Reply to this)


[info]made_of_honor
2009-06-21 06:06 am UTC (link)
Прекрасно написано и замечательные фотографии. Спасибо, очень интересно.

(Reply to this)


[info]zeitblohm
2009-06-21 06:07 am UTC (link)
разве лапша в мясном бульоне это не лагман?

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 06:21 am UTC (link)
мм, а как описать хинкал?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zeitblohm
2009-06-21 06:27 am UTC (link)
а, нет, правда. прошу прощения. действительно хинкал

(Reply to this) (Parent)


[info]igaro
2009-06-21 06:28 am UTC (link)
очень интересно, девушка красавица просто, там все такие красотки?

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 06:36 am UTC (link)
ну, не все, но красивых много

(Reply to this) (Parent)


[info]kazbegi
2009-06-21 07:53 am UTC (link)
Пат'имаТ

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 08:22 am UTC (link)
По-моему, эта была как раз без -Т.

(Reply to this) (Parent)


[info]petrark
2009-06-21 08:06 am UTC (link)
Определение счастья совершенно верное. О кавказском исламе я знаю только то, что он вроде бы суфийский, сильно замешан на местных традициях, и что сейчас там идёт жестокая борьба между традиционным местным исламом и более ортодоксальными (салафитскими и ваххабитскими) версиями, принесёнными арабами после краха СССР.
Кстати, в Адыгее даже платки не носят и штаны допускаются.

P.S. Верыч, даже ты пишешь "приемлИмы", это ужасно :-(

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 08:21 am UTC (link)
Сейчас исправлю, кажется, я уже второй раз в этом слове ошибаюсь. Хотя теоретически знаю правильный вариант. :)

(Reply to this) (Parent)

(Deleted post)

[info]verych
2009-06-21 10:08 pm UTC (link)
Фигня какая-то. Впрочем, Совесткий Союз убил в людях их прошлое.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]verych
2009-06-21 10:19 pm UTC (link)
Наверное, я не поняла.

(Reply to this) (Parent)


[info]verych
2009-06-21 10:20 pm UTC (link)
Впрочем, если ты имеешь в виду, что Дагестан за русских, а не за Чечню, то это так. Только вот в "крестили" не верится.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]cema
2009-06-22 10:49 pm UTC (link)
Христиане могли крестить, а мусульмане вряд ли. Вряд ли.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]cema
2009-06-24 12:06 am UTC (link)
Но раз написано в газете, значит, так и было.

(Reply to this) (Parent)


[info]inzhir_mindal
2009-06-21 10:41 am UTC (link)
Патима это не Фатима, случаем?

Вера, очень здорово. Почему так долго не писала про Дагестан?

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 10:07 pm UTC (link)
Да, Фатима, у них нет ф, поэтому передают через п.
Сначала казалось, что Дагестан слишком хорош для говноблога.

(Reply to this) (Parent)


[info]wildernesscat
2009-06-21 06:57 pm UTC (link)
Что, по сей день воюют, или это так, при надобности?

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-21 10:07 pm UTC (link)
При надобности.

(Reply to this) (Parent)


[info]avrom_caucasus
2009-06-26 07:46 am UTC (link)
А Вы зафиксировали какое-то отношение к евреям и Израилю?

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-06-26 07:52 am UTC (link)
Нет, на эту тему вообще не разговаривали. Да и не думаю, что у простых сельских жителей есть какое-то специальное отношение.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrom_caucasus
2009-06-26 08:21 am UTC (link)
Какое-то отношение к Израилю есть почти у всех "этнических мусульман", даже в татарской глубинке - поскольку эта тема сейчас одна из ключевых в исламском дискурсе..
У Рамзана Кадырова, например, в кабинете весить фотография Аль-Аксы. Это что касается Израиля. Ну а евреи - один из "коренных" народов Дагестана. Отношение к евреям, включая пословицы и поговорки и фольклор на еврейскую тему есть абсолютно у всех кавказских народов.
Кроме того, у многих – мне известно насчет чеченцев, армян, осетин, менгрел, хевсуров, грузин, сванов - есть представление о происхождении части этноса от евреев. В некоторых случаях явно исторически достоверное, в некоторых – непонятно.

Среди и чеченцев и дагестанцев есть роды и целые селения, которые ведут свое происхождение от насильственно исламизированных при Мансуре горских евреев. Еще в 18 веке цепочка еврейских аулов тянулась через всю Чечню и Дагестан, все они были уничтожены – исламизированы. У Шиллинга, если не ошибаюсь от 1947 года, есть статья, где перечисляются эти роды и аулы, по материалом экспедиций 30-х – 40-х годов.
Жаль, что Вы на это не обращали внимания, было бы интересно поянть. Какова ситуация сегодня в горном Дагестане.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]verych
2009-06-26 08:22 am UTC (link)
Мне это не очень интересно, извините.

(Reply to this) (Parent)


[info]menupecun
2009-08-13 09:24 pm UTC (link)
Так интересно читать - я большую часть своего детства в Дагестане провела. Хорошо знаю, что такое хинкал и чуду. И долма. И манты. Моя бабушка жила в Каспийске. А в горы мы ездили в Гуниб. Не была ли ты там?

(Reply to this) (Thread)


[info]verych
2009-08-14 07:25 pm UTC (link)
Надо же, я не знала. Я тоже около недели жила в Каспийске. В Гунибе не была, к сожалению.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]menupecun
2009-08-17 08:40 am UTC (link)
Слушай, так интересно было бы хоть немного узнать, как там теперь. Я там последний раз была в 1991 году. Ты где-нибудь писала о Каспийске? Или какие-нибудь фотографии показывала?

(Reply to this) (Parent)


(34 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…